Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья

Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.

Сократ

Стратегическим направлением психологии здоровья является образование в сфере здоровья. Актуальность данного направления в современных условиях очевидна по ряду причин: во-первых, в связи с катастрофическим положением со здоровьем, о чем в последнее время много говорят и пишут на самых разных уровнях; во-вторых, по иерархии терминальных ценностей почти в 90% случаев «здоровье» выходит на первое место, хотя, по сути, здоровье не является самоценностью, а лишь условием для эффективной жизни и оптимальной самореализации человека.

Если говорить об изменении ситуации со здоровьем, то можно выделить два стратегических направления:

1) совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение жизненных ресурсов, физического, психического и духовного потенциалов человека;

2) борьба, преодоление, устранение всего негативного (болезней, проблем, ограничений).

И если второй путь достаточно разработан в социальной практике, создан целый ряд социальных институтов для его реализации – медицина, психотерапия, правозащитные организации и т.д., то первый на данном этапе освоен в гораздо меньшей степени, и именно образование должно стать во главе этого направления.

Начинать образование в сфере здоровья необходимо с проработки понятия «здоровье»: здоровье является интегративной характеристикой личности, естественным природосообразным состоянием человека. Однако для большинства людей здоровье понимается как отсутствие болезней, соответственно, первичной и естественной является болезнь, что ещё раз подчеркивает необходимость детальной проработки понятия «здоровья» с целью формирования адекватных представлений о нём и путях его совершенствования.

Понимание феномена здоровья человека, прежде всего, требует целостного представления о том, что есть сам человек. Уже в древности существовали глубокие представления о гипотетической структуре человека и о его связях с миром. Известны древнеиндийское учение, описывающее человека как систему семи тел, лишь низшее из которых – физическое; древнекитайская философия, уподобляющая человека мировым стихиям, и др. Такие системы основаны на представлении о том, что человек повторяет структуру Космоса, являясь своеобразным «отколотым» кусочком вселенской голограммы. Известно, что одно из основных свойств голограммы – способность каждой ее части представлять цельное начальное изображение. Подобно отколотому кусочку голограммы вселенной, человек состоит из тех же видов материи, что и окружающее пространство, обменивается с пространством теми же вещественно-энерго-информационными потоками, какие циркулируют в мире.

Суть эволюции человека состоит в эволюции его сознания. В настоящее время наука пытается перевести эти древние представления на свой язык, положив в основу законы квантовой физики, нейрофизиологии и психологии. Постепенно целостные представления о человеке начинают завоёвывать приоритетные позиции в изучающих его науках. Происходит это не случайно: меняются тенденции в самом магистральном пути развития наук.

На смену дифференцировочному периоду их развития, когда явления и объекты «разбирались на части» и происходило рассмотрение каждой из частей в отдельности, происходит интеграционный этап, когда для человечества становится важнее синтез знаний об объекте и явлениях мира, междисциплинарный, объединяющий подход. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение проблемы здоровья, позволяющее сосредоточить внимание исследователей на человеке в целом, а не на отдельных симптомах или органах. В соответствии с ним человек представляется в виде системы, имеющей телесный, психический, социальныйи духовный уровни рассмотрения.

Известно, что системообразующим фактором для любой системы является цель. На каждом из выделенных уровней у человека имеется базовая цель:

— на уровне телесности – выживание и репродукция;

— на психическом – способность осознания себя как личности;

— на социальном — реализация себя как личности (полноценная жизнь в обществе);

— в высшей сфере (сверхсознание) человек совершает внутренний путь трансформации, развивая альтруизм, стараясь понять себя в мире, состояться как творец. Соответственно этим целям выделяютсяи подструктуры здоровья, и разделы в науке психология здоровья.

Мы рассматриваем один из возможных подходов к анализу понятия здоровья, выделяя четыре его основных составляющих: физическую, психическую, социальную и духовную. Это разделение достаточно условно, так как все составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом. Нас интересуют критерии здоровья, его показатели и методы их измерения, а также факторы, влияющие на здоровье — способы и условия его совершенствования или разрушения. Среди факторов, влияющих на уровень здоровья, можно выделить специальные средства психологического воздействия, способствующие повышению уровня здоровья.

С точки зрения психологии здоровья, методы определения уровня здоровья должны соответствовать ряду требований: во-первых, они не должны травмировать, нарушать естественные процессы в организме (в отличие от ряда медицинских диагностических процедур); во-вторых, они должны одновременно являться и способами самопознания, а по возможности — средствами развития и укрепления здоровья. Важно помнить, что существенной является динамика показателей, а не их абсолютные значения.

Выделим четыре группы факторов, влияющих на здоровье:

1.внешние природные факторы, такие как экология, условия жизни (урбанизация, оторванность от природы гиподинамия и т.п.);

2.внутренние природные факторы (пол, возраст, раса, национальность, индивидуальная наследственность);

3.внешние социально-психологические факторы (различные ситуации, создающие определённые условия и эмоциональную атмосферу жизнедеятельности человека, например, конфликты, стрессы и т.п.);

4.внутренние социально-психологические факторы (чувства, мысли, представления, поведение человека, его ценности, идеалы, смыслы).

Из всех перечисленных групп нас будут интересовать именно социально-психологические факторы, так как мы можем их активно использовать для повышения уровня здоровья.

Физическое здоровье

Что касается физического здоровья, то оно проявляется в отсутствии болезней и болевых ощущений, устойчивости к болезнетворным факторам (уровень иммунитета), в гармоничности физиологических процессов, внешнем виде, хорошей физической форме (например, гибкость суставов и позвоночника, выносливость, высокие силовые и скоростные показатели, функциональные резервы и т.д.) и в широких адаптивных возможностях к изменяющимся параметрам внешней среды.

Основными методами измерения физического здоровья являются: самонаблюдение, измерение пульса, количества дыханий в минуту, длительности контрольной и волевой дыхательной паузы, а также измерение показателей физического развития и уровня тренированности.

Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры, режим труда и отдыха и т.д.

Средствами психологического воздействия на уровень физического здоровья являются аутотренинг, различные тренинги, например, телесно-ориентированные, которые способствуют адекватному восприятию своего тела и его возможностей и формируют потребность в совершенствовании тела. Существует разнообразная литература, помогающая укреплению соматического здоровья.

Психическое здоровье

Рассматривая психическое или душевное здоровье, в качестве критерия часто называют отсутствие психиатрического диагноза, т.е. психических болезней, также как и отсутствие болезней тела для физи­ческого здоровья.

С позиции психологии здоровья существует много показателей психиче­ского здоровья, например, особенности эмоциональной сферы, в частности, эмоциональная устойчивость, толерантность к стрессовым факторам, преобладающее эмоциональное состояние чело­века, уравновешенность в отношениях с другими людьми; показатели ментальной сферы: наши представления, установки, мысли, как чело­век воспринимает окружающие события, какова его реак­ция на них.

Важными критериями можно также считать определенные лич­но­стные качества, присущие человеку, например, такие как безуслов­ное акцептирование или принятие, т.е. признание самоценности каж­дого человека, и лишь на фоне такого отношения возможно выражение каких-то несогласий с его конкретными дейст­виями, словами, мыслями, чувствами. Этому понятию гуманистической психологии в обыденном сознании соответствуют такие человеческие особенности, как смирение, терпение, кротость.

Важным личностным качеством является открытость человека себе, другимлюдям в плане выражения своих мыслей и чувств, нахождения адекватных форм для их выражения. Естественность, конгруэнтность, оптимизм, ответственность и ряд других личностных качеств также являются показателями пси­хического здоровья.

Соответственно методами измерения характеристик психического здоро­вья могут служить различные психологические тесты, которые определяют особенности эмоциональной сферы, например: уровень тревожности, уровень самооценки, личностные черты человека — тесты Розенц­вейга, Кеттела, MMPI и др., а также различные проективные тесты. Кроме этого, можно использовать метод наблюдения, в ча­стности, самонаблюдение или интервью.

Если говорить о факторах, влияющих на уровень психиче­ского здоровья, то, прежде всего, нужно отметить систему отношений человека. Например, в качестве фак­тора, повышающего уровень психического здоровья, можно отметить позитивное отношение к себе, адекватную самооценку.

Важным фактором являются также особенности восприятия других людей. Например, как человек воспринимает большинство окружающих его людей. Одни утверждают, что большинство людей – подлецы; другие, что хороших людей много, а плохих – единицы; третьи считают, что все люди хорошие, если внимательно к ним присмотреться. Существует и такое представление: во всех вижу себя, в себе вижу всех – в каждом есть красота илюбовь.

Фактором, влияющим на психическое здоровье, является преобладающая стратегия отношений к другим. Здесь выделяют две полярные стратегии отношения: стратегия сотрудничества и стратегия соперничества. Существует миф, что стра­тегия соперничества – стимул к развитию, хотя на самом деле при реа­лизации стратегии соперничества главное — победить, а несовершенст­воваться. В то время как стратегия сотрудничества предполагает откры­тый обмен информацией и бесконечные шаги взаимо­развития. Действительно, чем совершеннее и лучше другой, тем больше воз­можностей у меня для индивидуального совершенствования. Тогда как при соперничестве, чем другой лучше, тем хуже мне, поскольку повышается вероятность проигрыша, — важно быть сильнее, а не сильным; важно, кто прав, а не в чем правда. Отсюда — агрессия, зависть и, как следствие этих особенностей человеческих отношений, – убийства, самоубийства, войны, стихийные бедствия.

Существуют определенные сферы человеческой деятельности, например, спорт и политика, где стратегия взаимодействия – соперничество. Но при этом давно известно, что эффективность взаимодействия резко возрастает, если внутреннее отношение можно соотнести именно со стратегией сотрудничества: принимаем, пони­маем, сотрудничаем с соперником.

Отметим, что факторами, влияющими на уровень психи­ческого здоровья, являются и личностные особенности человека, кото­рые мы указывали в критериях, а также определенная иерархия жизненных целей и ценностей, например, преобладание духовных ценностей над материальными.

Существенным фактором является преобладающий внутренний эмоциональный фон человека: от печали, раздражения, недовольства всем и всеми — до спо­койного, умиротворенного, радостного восприятия всего происходя­щего. Между этими полюсами, безусловно, есть и масса промежуточных вари­антов, и, в зави­симости от того, где находятся сейчас ос­новные эмоции данного чело­века, мы получаем фактор, либо влияющий на повышение здоровья, либо, напро­тив – на его снижение.

К средствам психологического воздействия на психическое здоро­вье можно отнести работу по повышению эмоциональной устой­чивости человека, например, тренинг саморегуляции, различные виды аутогенной тренировки, образно-волевые настрои, медитации. Кроме этого, коррекцию представлений, уста­новок человека, развитие волевой сферы, а также работу со стратегиями от­ношений с другими людьми. Всё это может проходить, как в индивидуальной, так и в групповой форме психоло­гического консуль­тирования, психокоррекционной и психотерапевтиче­ской работы.

Существенную помощь в совершенствовании психического здоровья может оказать и специальная литература.

Социальное здоровье

Основным критерием социального здоро­вья можно считать эффективность и успешность адаптации человека в обществе — насколько чело­век вписывается в место, время и ситуацию. Здесь можно выделить, во-первых, уровень социальной адаптации, во-вторых, уровень социальной актив­ности, в-третьих, эф­фективное использование различных социальных ролей.

Существует два основных типа социальных групп, в которые включается каждый человек: профессиональные группы и семья. В контексте профессиональных групп важным критерием социального здоровья является соответствие профессионального и личностного са­моопределения, т.е. насколько профессия, ее требования к личности соответствуют индивидуальным особенностям человека, его жизненному предназначению. Кроме этого, критериями являются также успеш­ность про­фессиональной деятельности, удовлетворенность ею и своим социаль­ным статусом, а также признание данной деятельности в соци­альной среде, что, как правило, связано с уровнем мате­риаль­ной обеспеченности.

Для студентов критериями социального здоровья может быть отно­шение к учебе, успеваемость, наличие определенных познавательных потребностей, интересов и их избирательность. Критерием социального здоровья является также наличие гармоничных се­мейных отношений.

В качестве методов измерения социального здоровья можно ис­пользо­вать различные тесты, опросники на удовлетворенность про­фес­сией, профессиональным статусом, семейными отношениями, а также метод самооценки и экспертных оценок. Кроме этого, можно использовать такой метод определения по­зиции в группе, как социометрия.

Следует отметить, что все критерии социального здоровья явля­ются одновременно и факторами, которые на него влияют. Кроме этого, можно выделить такие факторы, как социально-экономическая и полити­ческая ситуация, уровень образования, воспитания, гибкость жизненных стратегий и их соответствие социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям), а также уровень физического и психического здоровья.

Важнейший фактор социаль­ного здоровья — отношение к делу, которое выполняет че­ловек. В этой связи вспоминается восточная притча:

«Палящее солнце, по дороге тянется вереница людей, согнутых под тяжестью своих нош. Кажется, что все делают одно дело и устрем­лены к одной цели. Бродячий мудрец вглядывается в процессию и видит, что люди несут одинаковые камни, но очень по-разному. Он останавли­вает первого: «Что делаешь, друг?». Тот, недовольный неожиданной остановкой, бросает камень на землю, сердито смотрит на мудреца и раздраженно отвечает: «Не видишь что ли, глупец, я таскаю камни». Резко подни­мает камень и, шатаясь, бредет по бесконечной до­роге. Мудрец останавливает другого: «А ты что делаешь, друг?». Чело­век, вздохнув, кладет камень на землю, и устало говорит: «Семью кормлю, любопыт­ный ты человек». Подбирает камень и уныло бре­дет дальше по длинной дороге. Задумавшись, мудрец останавливает третьего чело­века. Тот тихо кладет камень на землю, молитвенно под­нимает руки к небу и трепетно произносит: «Храм я строю, брат мой».Бережно поднимает камень и уверенно устремляется вперед по дороге к храму».

Все делают одно и то же дело, но в за­висимости от нашего отношения к нему мы, либо тас­каем камни, либо строим храм.

Средствами психологического воздей­ствияна уровень социального здоровья можно считать профессио­нальное консультиро­вание, профотбор, брачно-семейное консуль­тирование, а также различные тренинги по отработке профессиональных навыков, повы­шению эффективности профессиональной деятельности, а также разви­тию творческих усилий по оптимизации своей жизнедеятельности, в частности, семейных отношений и т. п.

Духовное здоровье

Основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире. При этом на уровне по­ведения возможна обратная связь по поводу приятных или неприятных действий, состояний, отношений других лю­дей, т.е. на уровне безусловного принятия мы можем обсуждать наши реальные взаимодействия.

Следующим важнейшим критерием является осмысленность и напол­ненность бытия: осознанное, ответственное, творческое отношение к своей жизни; понимание или, по крайней мере, попытка понять свой путь и свое предназначение; вера в Бога, Высший Разум, Природу — ос­мысленность всей Вселенной и нашей жизни, в частности; позитивное, радостное состояние человека. В качестве критериев духовного здоровья можно также назвать оптимистичный взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность от­ношений с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не оби­жаться, не обижать, служить, отсутствие страхов и высокая нравст­венность; а также высокий уровень самоактуализации, ответственности за свою жизнь, в том числе и за свое здоровье, определенная иерархия ценностей.

В соответствии с пе­речисленными критериями можно выявить те тесты, которые могут быть использованы для определения уровня духовного здоровья, хотяпри этом, конечно же, нужно понимать, что духовное здоровье очень трудно формализовать и измерить. С нашей точки зрения, наи­более подходящими для данной ситуации могут быть: тесты, позволяющие определить уровень самоактуализации человека; тест УСК, определяющий уровень интернальности — экстернально­сти лич­ности; тест смысложизненных ориентаций Леонтьева; тест Ро­кича, вы­являющий иерархию ценностей; также можно использовать анализ продуктов творчества.

Все критерии духовного здоровья, как в ситуации с социальным здо­ровьем, явля­ются одновременно факторами, на него влияющими. В каче­стве основных факторов, влияющих на духовное здоровье, можно отметить:

  • — повышение степени осознанности бытия человека;
  • — стремление к самосовершенствованию;
  • — приоритет духовных потребностей – таких, как творчество, лю­бовь, познание, красота и др.;
  • — расширение сознания за пределы человеческого тела, за пре­делы Я;
  • — нахождение оптимального индивидуального баланса между сиюминутным и вечным, материальным и духовным, который, позволяя адаптироваться к конкретной социокультурной ситуации, оставляет приоритет за стремлением к вечному, любви, доброте, истине, совершенству.

При этом важно помнить, что нельзя стремиться к духовному со­вершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, че­рез совершенствование своего тела, своих отношений, своих человече­ских качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценно­стей и смыслов. Как говорил Конфуций, «Человек должен стать сотрудником неба и земли».

Основным средством психологического воздействия на духовное здоровье является:

— нравственное воспитание, формирующее потребность че­ловека следовать этическим принципам;

— психолого-педагогическое просвещение;

-создание условий для творчества;

— выстраивание иерархии ценностей с преобладанием бы­тийных ценностей — по Маслоу: творчество, любовь, по­знание, альтруизм;

— самопознание, самосовершенствование, борьба с негативными эмо­циями и мыслями, деструктивными тенденциями, ленью, апатией, агрессией, нетерпимостью;

— приобщение к духовным традициям (религия, йога, философия), использование духовных практик (молитва, медитация, трансовые состояния).

В настоящее время существует много литературы по проблеме духовного совершенствования.

Возрастная периодизация

в формировании составляющих здоровья

Если говорить о возрастной периодизации в формировании раз­личных составляющих здоровья, то:

— от рождения до трех лет, преждевсего, закладывается физическое здоровье.

— с 3-х до 7 лет идет ин­тенсивное формирование психического здоровья.

— с 7 до 12 лет – фор­мирование социальной составляющей здоровья.

— с 12 лет — активное фор­мирование духовной составляющей. Этот возраст совпадает с обрядом инициации, посвящения во взрослую жизнь, который при­сутствует во всех мировых религиях (естест­венно, все эти цифры достаточно условны).

Все указанные составляющие в течение всей дальнейшей жизни человека взаимосвязаны друг с другом, и поэтому совершенствование лю­бой из них оказывает влияние на ин­тегральные характеристики здоровья че­ловека.

Можно построить индивидуальный портрет здоровья человека, продиагно­стировав его согласно выделенным критериям. На основании этого составляется индивидуальная программа совершенство­вания здоровья. Из всех известных технологий выбирается то, что наи­более необходимо конкретной личности в данный момент в соответствии с показателями диагностики и предпочтениями человека.

Следующий этап предполагает отслеживание эффективности данной программы оздоровления. Основной показатель эффективности — динамика показателей здоровья, например: насколько меньше я стал болеть, стал активнее, позитивнее воспринимаю свою жизнь и т.д.

Можно отметить, несколько основных правил реализации оздоровитель­ных программ:постепенность, последовательность, комплексность, природосообразность. Необходимо также соблюдать принцип индивидуальной ответственности и креативности при их реализа­ции, и помнить, что основным условием оздоровления личности является изменение мировосприятия и мировоззрения человека.

Социокультурными организационными формами, которые направлены на совершенствование соответствующей составляющей здоровья, являются:

— физическая культура как учебный предмет в образовательных учреждениях — от дошкольных — до вузов, а также индустрия физической культуры в виде различных спортивных и оздоровительных секций;

— психологические консультационные и терапевтические службы;

— службы занятости и службы семьи;

— церковь, различные виды духовных практик, экзистенциальные аспекты образования.

Задачу интеграции всех этих направлений оздоровительной работы должно взять на себя образование при широком использовании средств массовой информации.

Важным моментом в психологии здоровья является осознание того, что здоровье- не самоцель, а условие, основание и результат активной, творческой жизни, способствующей совершенствованию человека. Главное — не то, что человек делает для здоровья, а то, ради чего он это делает. С целью формирования у студентов адекватных представлений о здоровье сотрудниками кафедры был разработан и с 2007 года введен на всех факультетах ЮФУ курс «Культура здоровья», дополнивший дисциплину «Физическая культура».

Курс «Культура здоровья» реализуются в форме семинаров и тренингов, что позволяет студентам формировать установку на активное творение собственного здоровья, а также осваивать технологии его совершенствования.

Основные темы курса «Культура здоровья»:

— Теоретико-методологические основы культуры здоровья.

— Здоровье ифакторы, его определяющие.

— Здоровый образ жизни.

— Физическое здоровьечеловека.

— Психическое здоровье личности.

— Социальное здоровье.

— Духовное здоровье.

— Роль физической культуры в поддержании и совершенствовании здоровья.

Цикл практических и теоретических занятий по предмету «Физическая культура» способствует решению трех важных задач в формировании мировоззрения у студентов:

1. Познание себя, своих индивидуальных физических и психических особенностей, ресурсов и потенциалов.

2. Понимание и принятие сильных и слабых сторон своего тела, духа, души.

3. Развитие, трансформация и преображение себя в соответствии с нравственными ориентирами.

Решение перечисленных задач позволяет студентам осознать, что здоровье — средство, дающее возможность человеку более полно реализовать свой жизненный потенциал. Для достижения поставленной цели — формирования у студентов более полных и адекватных представлений о здоровье — в первую очередь необходимо осознание каждым преподавателем своей миссии. На наш взгляд, максимально эффективным в этом контексте преподавателем будет тот, кто транслирует смысл и значение физической культуры и спорта на примере личного проживания.

Кроме того, для осуществления подобной трансляции необходимо расширить пространство урока физкультуры, создавая «спортивно-оздоровительное пространство» вуза. Это пространство включает в себя разнообразные секции, как для спортсменов-разрядников, так и для начинающих студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, межфакультетские соревнования идр.

Лекции и практикум блока «Культура здоровья», с одной стороны, дают молодым людям навыки самодиагностики, позволяют освоить различные оздоровительные технологии, а главное — способствуют формированию комплексного представления о здоровье и здоровом образе жизни. С другой, мы, преподаватели, имеем возможность помочь в осмыслении приоритетности факторов, определяющих выбор той или иной ситуации развития и саморазвития молодых людей, в их работе над исследованием и творением собственного здоровья, их реализации в жизни.

В настоящий момент психология здоровья и физическая культура рассматривается нами в качестве оптимального условия для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения и, в конечном счете, его самоосуществления на Земле.

О.С. Васильева

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!