Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья
Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.
Сократ
Стратегическим направлением психологии здоровья является образование в сфере здоровья. Актуальность данного направления в современных условиях очевидна по ряду причин: во-первых, в связи с катастрофическим положением со здоровьем, о чем в последнее время много говорят и пишут на самых разных уровнях; во-вторых, по иерархии терминальных ценностей почти в 90% случаев «здоровье» выходит на первое место, хотя, по сути, здоровье не является самоценностью, а лишь условием для эффективной жизни и оптимальной самореализации человека.
Если говорить об изменении ситуации со здоровьем, то можно выделить два стратегических направления:
1) совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение жизненных ресурсов, физического, психического и духовного потенциалов человека;
2) борьба, преодоление, устранение всего негативного (болезней, проблем, ограничений).
И если второй путь достаточно разработан в социальной практике, создан целый ряд социальных институтов для его реализации – медицина, психотерапия, правозащитные организации и т.д., то первый на данном этапе освоен в гораздо меньшей степени, и именно образование должно стать во главе этого направления.
Начинать образование в сфере здоровья необходимо с проработки понятия «здоровье»: здоровье является интегративной характеристикой личности, естественным природосообразным состоянием человека. Однако для большинства людей здоровье понимается как отсутствие болезней, соответственно, первичной и естественной является болезнь, что ещё раз подчеркивает необходимость детальной проработки понятия «здоровья» с целью формирования адекватных представлений о нём и путях его совершенствования.
Понимание феномена здоровья человека, прежде всего, требует целостного представления о том, что есть сам человек. Уже в древности существовали глубокие представления о гипотетической структуре человека и о его связях с миром. Известны древнеиндийское учение, описывающее человека как систему семи тел, лишь низшее из которых – физическое; древнекитайская философия, уподобляющая человека мировым стихиям, и др. Такие системы основаны на представлении о том, что человек повторяет структуру Космоса, являясь своеобразным «отколотым» кусочком вселенской голограммы. Известно, что одно из основных свойств голограммы – способность каждой ее части представлять цельное начальное изображение. Подобно отколотому кусочку голограммы вселенной, человек состоит из тех же видов материи, что и окружающее пространство, обменивается с пространством теми же вещественно-энерго-информационными потоками, какие циркулируют в мире.
Суть эволюции человека состоит в эволюции его сознания. В настоящее время наука пытается перевести эти древние представления на свой язык, положив в основу законы квантовой физики, нейрофизиологии и психологии. Постепенно целостные представления о человеке начинают завоёвывать приоритетные позиции в изучающих его науках. Происходит это не случайно: меняются тенденции в самом магистральном пути развития наук.
На смену дифференцировочному периоду их развития, когда явления и объекты «разбирались на части» и происходило рассмотрение каждой из частей в отдельности, происходит интеграционный этап, когда для человечества становится важнее синтез знаний об объекте и явлениях мира, междисциплинарный, объединяющий подход. Такой подход предполагает комплексное рассмотрение проблемы здоровья, позволяющее сосредоточить внимание исследователей на человеке в целом, а не на отдельных симптомах или органах. В соответствии с ним человек представляется в виде системы, имеющей телесный, психический, социальныйи духовный уровни рассмотрения.
Известно, что системообразующим фактором для любой системы является цель. На каждом из выделенных уровней у человека имеется базовая цель:
— на уровне телесности – выживание и репродукция;
— на психическом – способность осознания себя как личности;
— на социальном — реализация себя как личности (полноценная жизнь в обществе);
— в высшей сфере (сверхсознание) человек совершает внутренний путь трансформации, развивая альтруизм, стараясь понять себя в мире, состояться как творец. Соответственно этим целям выделяютсяи подструктуры здоровья, и разделы в науке психология здоровья.
Мы рассматриваем один из возможных подходов к анализу понятия здоровья, выделяя четыре его основных составляющих: физическую, психическую, социальную и духовную. Это разделение достаточно условно, так как все составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом. Нас интересуют критерии здоровья, его показатели и методы их измерения, а также факторы, влияющие на здоровье — способы и условия его совершенствования или разрушения. Среди факторов, влияющих на уровень здоровья, можно выделить специальные средства психологического воздействия, способствующие повышению уровня здоровья.
С точки зрения психологии здоровья, методы определения уровня здоровья должны соответствовать ряду требований: во-первых, они не должны травмировать, нарушать естественные процессы в организме (в отличие от ряда медицинских диагностических процедур); во-вторых, они должны одновременно являться и способами самопознания, а по возможности — средствами развития и укрепления здоровья. Важно помнить, что существенной является динамика показателей, а не их абсолютные значения.
Выделим четыре группы факторов, влияющих на здоровье:
1.внешние природные факторы, такие как экология, условия жизни (урбанизация, оторванность от природы гиподинамия и т.п.);
2.внутренние природные факторы (пол, возраст, раса, национальность, индивидуальная наследственность);
3.внешние социально-психологические факторы (различные ситуации, создающие определённые условия и эмоциональную атмосферу жизнедеятельности человека, например, конфликты, стрессы и т.п.);
4.внутренние социально-психологические факторы (чувства, мысли, представления, поведение человека, его ценности, идеалы, смыслы).
Из всех перечисленных групп нас будут интересовать именно социально-психологические факторы, так как мы можем их активно использовать для повышения уровня здоровья.
Физическое здоровье
Что касается физического здоровья, то оно проявляется в отсутствии болезней и болевых ощущений, устойчивости к болезнетворным факторам (уровень иммунитета), в гармоничности физиологических процессов, внешнем виде, хорошей физической форме (например, гибкость суставов и позвоночника, выносливость, высокие силовые и скоростные показатели, функциональные резервы и т.д.) и в широких адаптивных возможностях к изменяющимся параметрам внешней среды.
Основными методами измерения физического здоровья являются: самонаблюдение, измерение пульса, количества дыханий в минуту, длительности контрольной и волевой дыхательной паузы, а также измерение показателей физического развития и уровня тренированности.
Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры, режим труда и отдыха и т.д.
Средствами психологического воздействия на уровень физического здоровья являются аутотренинг, различные тренинги, например, телесно-ориентированные, которые способствуют адекватному восприятию своего тела и его возможностей и формируют потребность в совершенствовании тела. Существует разнообразная литература, помогающая укреплению соматического здоровья.
Психическое здоровье
Рассматривая психическое или душевное здоровье, в качестве критерия часто называют отсутствие психиатрического диагноза, т.е. психических болезней, также как и отсутствие болезней тела для физического здоровья.
С позиции психологии здоровья существует много показателей психического здоровья, например, особенности эмоциональной сферы, в частности, эмоциональная устойчивость, толерантность к стрессовым факторам, преобладающее эмоциональное состояние человека, уравновешенность в отношениях с другими людьми; показатели ментальной сферы: наши представления, установки, мысли, как человек воспринимает окружающие события, какова его реакция на них.
Важными критериями можно также считать определенные личностные качества, присущие человеку, например, такие как безусловное акцептирование или принятие, т.е. признание самоценности каждого человека, и лишь на фоне такого отношения возможно выражение каких-то несогласий с его конкретными действиями, словами, мыслями, чувствами. Этому понятию гуманистической психологии в обыденном сознании соответствуют такие человеческие особенности, как смирение, терпение, кротость.
Важным личностным качеством является открытость человека себе, другимлюдям в плане выражения своих мыслей и чувств, нахождения адекватных форм для их выражения. Естественность, конгруэнтность, оптимизм, ответственность и ряд других личностных качеств также являются показателями психического здоровья.
Соответственно методами измерения характеристик психического здоровья могут служить различные психологические тесты, которые определяют особенности эмоциональной сферы, например: уровень тревожности, уровень самооценки, личностные черты человека — тесты Розенцвейга, Кеттела, MMPI и др., а также различные проективные тесты. Кроме этого, можно использовать метод наблюдения, в частности, самонаблюдение или интервью.
Если говорить о факторах, влияющих на уровень психического здоровья, то, прежде всего, нужно отметить систему отношений человека. Например, в качестве фактора, повышающего уровень психического здоровья, можно отметить позитивное отношение к себе, адекватную самооценку.
Важным фактором являются также особенности восприятия других людей. Например, как человек воспринимает большинство окружающих его людей. Одни утверждают, что большинство людей – подлецы; другие, что хороших людей много, а плохих – единицы; третьи считают, что все люди хорошие, если внимательно к ним присмотреться. Существует и такое представление: во всех вижу себя, в себе вижу всех – в каждом есть красота илюбовь.
Фактором, влияющим на психическое здоровье, является преобладающая стратегия отношений к другим. Здесь выделяют две полярные стратегии отношения: стратегия сотрудничества и стратегия соперничества. Существует миф, что стратегия соперничества – стимул к развитию, хотя на самом деле при реализации стратегии соперничества главное — победить, а несовершенствоваться. В то время как стратегия сотрудничества предполагает открытый обмен информацией и бесконечные шаги взаиморазвития. Действительно, чем совершеннее и лучше другой, тем больше возможностей у меня для индивидуального совершенствования. Тогда как при соперничестве, чем другой лучше, тем хуже мне, поскольку повышается вероятность проигрыша, — важно быть сильнее, а не сильным; важно, кто прав, а не в чем правда. Отсюда — агрессия, зависть и, как следствие этих особенностей человеческих отношений, – убийства, самоубийства, войны, стихийные бедствия.
Существуют определенные сферы человеческой деятельности, например, спорт и политика, где стратегия взаимодействия – соперничество. Но при этом давно известно, что эффективность взаимодействия резко возрастает, если внутреннее отношение можно соотнести именно со стратегией сотрудничества: принимаем, понимаем, сотрудничаем с соперником.
Отметим, что факторами, влияющими на уровень психического здоровья, являются и личностные особенности человека, которые мы указывали в критериях, а также определенная иерархия жизненных целей и ценностей, например, преобладание духовных ценностей над материальными.
Существенным фактором является преобладающий внутренний эмоциональный фон человека: от печали, раздражения, недовольства всем и всеми — до спокойного, умиротворенного, радостного восприятия всего происходящего. Между этими полюсами, безусловно, есть и масса промежуточных вариантов, и, в зависимости от того, где находятся сейчас основные эмоции данного человека, мы получаем фактор, либо влияющий на повышение здоровья, либо, напротив – на его снижение.
К средствам психологического воздействия на психическое здоровье можно отнести работу по повышению эмоциональной устойчивости человека, например, тренинг саморегуляции, различные виды аутогенной тренировки, образно-волевые настрои, медитации. Кроме этого, коррекцию представлений, установок человека, развитие волевой сферы, а также работу со стратегиями отношений с другими людьми. Всё это может проходить, как в индивидуальной, так и в групповой форме психологического консультирования, психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Существенную помощь в совершенствовании психического здоровья может оказать и специальная литература.
Социальное здоровье
Основным критерием социального здоровья можно считать эффективность и успешность адаптации человека в обществе — насколько человек вписывается в место, время и ситуацию. Здесь можно выделить, во-первых, уровень социальной адаптации, во-вторых, уровень социальной активности, в-третьих, эффективное использование различных социальных ролей.
Существует два основных типа социальных групп, в которые включается каждый человек: профессиональные группы и семья. В контексте профессиональных групп важным критерием социального здоровья является соответствие профессионального и личностного самоопределения, т.е. насколько профессия, ее требования к личности соответствуют индивидуальным особенностям человека, его жизненному предназначению. Кроме этого, критериями являются также успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность ею и своим социальным статусом, а также признание данной деятельности в социальной среде, что, как правило, связано с уровнем материальной обеспеченности.
Для студентов критериями социального здоровья может быть отношение к учебе, успеваемость, наличие определенных познавательных потребностей, интересов и их избирательность. Критерием социального здоровья является также наличие гармоничных семейных отношений.
В качестве методов измерения социального здоровья можно использовать различные тесты, опросники на удовлетворенность профессией, профессиональным статусом, семейными отношениями, а также метод самооценки и экспертных оценок. Кроме этого, можно использовать такой метод определения позиции в группе, как социометрия.
Следует отметить, что все критерии социального здоровья являются одновременно и факторами, которые на него влияют. Кроме этого, можно выделить такие факторы, как социально-экономическая и политическая ситуация, уровень образования, воспитания, гибкость жизненных стратегий и их соответствие социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям), а также уровень физического и психического здоровья.
Важнейший фактор социального здоровья — отношение к делу, которое выполняет человек. В этой связи вспоминается восточная притча:
«Палящее солнце, по дороге тянется вереница людей, согнутых под тяжестью своих нош. Кажется, что все делают одно дело и устремлены к одной цели. Бродячий мудрец вглядывается в процессию и видит, что люди несут одинаковые камни, но очень по-разному. Он останавливает первого: «Что делаешь, друг?». Тот, недовольный неожиданной остановкой, бросает камень на землю, сердито смотрит на мудреца и раздраженно отвечает: «Не видишь что ли, глупец, я таскаю камни». Резко поднимает камень и, шатаясь, бредет по бесконечной дороге. Мудрец останавливает другого: «А ты что делаешь, друг?». Человек, вздохнув, кладет камень на землю, и устало говорит: «Семью кормлю, любопытный ты человек». Подбирает камень и уныло бредет дальше по длинной дороге. Задумавшись, мудрец останавливает третьего человека. Тот тихо кладет камень на землю, молитвенно поднимает руки к небу и трепетно произносит: «Храм я строю, брат мой».Бережно поднимает камень и уверенно устремляется вперед по дороге к храму».
Все делают одно и то же дело, но в зависимости от нашего отношения к нему мы, либо таскаем камни, либо строим храм.
Средствами психологического воздействияна уровень социального здоровья можно считать профессиональное консультирование, профотбор, брачно-семейное консультирование, а также различные тренинги по отработке профессиональных навыков, повышению эффективности профессиональной деятельности, а также развитию творческих усилий по оптимизации своей жизнедеятельности, в частности, семейных отношений и т. п.
Духовное здоровье
Основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире. При этом на уровне поведения возможна обратная связь по поводу приятных или неприятных действий, состояний, отношений других людей, т.е. на уровне безусловного принятия мы можем обсуждать наши реальные взаимодействия.
Следующим важнейшим критерием является осмысленность и наполненность бытия: осознанное, ответственное, творческое отношение к своей жизни; понимание или, по крайней мере, попытка понять свой путь и свое предназначение; вера в Бога, Высший Разум, Природу — осмысленность всей Вселенной и нашей жизни, в частности; позитивное, радостное состояние человека. В качестве критериев духовного здоровья можно также назвать оптимистичный взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность отношений с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, служить, отсутствие страхов и высокая нравственность; а также высокий уровень самоактуализации, ответственности за свою жизнь, в том числе и за свое здоровье, определенная иерархия ценностей.
В соответствии с перечисленными критериями можно выявить те тесты, которые могут быть использованы для определения уровня духовного здоровья, хотяпри этом, конечно же, нужно понимать, что духовное здоровье очень трудно формализовать и измерить. С нашей точки зрения, наиболее подходящими для данной ситуации могут быть: тесты, позволяющие определить уровень самоактуализации человека; тест УСК, определяющий уровень интернальности — экстернальности личности; тест смысложизненных ориентаций Леонтьева; тест Рокича, выявляющий иерархию ценностей; также можно использовать анализ продуктов творчества.
Все критерии духовного здоровья, как в ситуации с социальным здоровьем, являются одновременно факторами, на него влияющими. В качестве основных факторов, влияющих на духовное здоровье, можно отметить:
- — повышение степени осознанности бытия человека;
- — стремление к самосовершенствованию;
- — приоритет духовных потребностей – таких, как творчество, любовь, познание, красота и др.;
- — расширение сознания за пределы человеческого тела, за пределы Я;
- — нахождение оптимального индивидуального баланса между сиюминутным и вечным, материальным и духовным, который, позволяя адаптироваться к конкретной социокультурной ситуации, оставляет приоритет за стремлением к вечному, любви, доброте, истине, совершенству.
При этом важно помнить, что нельзя стремиться к духовному совершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, через совершенствование своего тела, своих отношений, своих человеческих качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценностей и смыслов. Как говорил Конфуций, «Человек должен стать сотрудником неба и земли».
Основным средством психологического воздействия на духовное здоровье является:
— нравственное воспитание, формирующее потребность человека следовать этическим принципам;
— психолого-педагогическое просвещение;
-создание условий для творчества;
— выстраивание иерархии ценностей с преобладанием бытийных ценностей — по Маслоу: творчество, любовь, познание, альтруизм;
— самопознание, самосовершенствование, борьба с негативными эмоциями и мыслями, деструктивными тенденциями, ленью, апатией, агрессией, нетерпимостью;
— приобщение к духовным традициям (религия, йога, философия), использование духовных практик (молитва, медитация, трансовые состояния).
В настоящее время существует много литературы по проблеме духовного совершенствования.
Возрастная периодизация
в формировании составляющих здоровья
Если говорить о возрастной периодизации в формировании различных составляющих здоровья, то:
— от рождения до трех лет, преждевсего, закладывается физическое здоровье.
— с 3-х до 7 лет идет интенсивное формирование психического здоровья.
— с 7 до 12 лет – формирование социальной составляющей здоровья.
— с 12 лет — активное формирование духовной составляющей. Этот возраст совпадает с обрядом инициации, посвящения во взрослую жизнь, который присутствует во всех мировых религиях (естественно, все эти цифры достаточно условны).
Все указанные составляющие в течение всей дальнейшей жизни человека взаимосвязаны друг с другом, и поэтому совершенствование любой из них оказывает влияние на интегральные характеристики здоровья человека.
Можно построить индивидуальный портрет здоровья человека, продиагностировав его согласно выделенным критериям. На основании этого составляется индивидуальная программа совершенствования здоровья. Из всех известных технологий выбирается то, что наиболее необходимо конкретной личности в данный момент в соответствии с показателями диагностики и предпочтениями человека.
Следующий этап предполагает отслеживание эффективности данной программы оздоровления. Основной показатель эффективности — динамика показателей здоровья, например: насколько меньше я стал болеть, стал активнее, позитивнее воспринимаю свою жизнь и т.д.
Можно отметить, несколько основных правил реализации оздоровительных программ:постепенность, последовательность, комплексность, природосообразность. Необходимо также соблюдать принцип индивидуальной ответственности и креативности при их реализации, и помнить, что основным условием оздоровления личности является изменение мировосприятия и мировоззрения человека.
Социокультурными организационными формами, которые направлены на совершенствование соответствующей составляющей здоровья, являются:
— физическая культура как учебный предмет в образовательных учреждениях — от дошкольных — до вузов, а также индустрия физической культуры в виде различных спортивных и оздоровительных секций;
— психологические консультационные и терапевтические службы;
— службы занятости и службы семьи;
— церковь, различные виды духовных практик, экзистенциальные аспекты образования.
Задачу интеграции всех этих направлений оздоровительной работы должно взять на себя образование при широком использовании средств массовой информации.
Важным моментом в психологии здоровья является осознание того, что здоровье- не самоцель, а условие, основание и результат активной, творческой жизни, способствующей совершенствованию человека. Главное — не то, что человек делает для здоровья, а то, ради чего он это делает. С целью формирования у студентов адекватных представлений о здоровье сотрудниками кафедры был разработан и с 2007 года введен на всех факультетах ЮФУ курс «Культура здоровья», дополнивший дисциплину «Физическая культура».
Курс «Культура здоровья» реализуются в форме семинаров и тренингов, что позволяет студентам формировать установку на активное творение собственного здоровья, а также осваивать технологии его совершенствования.
Основные темы курса «Культура здоровья»:
— Теоретико-методологические основы культуры здоровья.
— Здоровье ифакторы, его определяющие.
— Здоровый образ жизни.
— Физическое здоровьечеловека.
— Психическое здоровье личности.
— Социальное здоровье.
— Духовное здоровье.
— Роль физической культуры в поддержании и совершенствовании здоровья.
Цикл практических и теоретических занятий по предмету «Физическая культура» способствует решению трех важных задач в формировании мировоззрения у студентов:
1. Познание себя, своих индивидуальных физических и психических особенностей, ресурсов и потенциалов.
2. Понимание и принятие сильных и слабых сторон своего тела, духа, души.
3. Развитие, трансформация и преображение себя в соответствии с нравственными ориентирами.
Решение перечисленных задач позволяет студентам осознать, что здоровье — средство, дающее возможность человеку более полно реализовать свой жизненный потенциал. Для достижения поставленной цели — формирования у студентов более полных и адекватных представлений о здоровье — в первую очередь необходимо осознание каждым преподавателем своей миссии. На наш взгляд, максимально эффективным в этом контексте преподавателем будет тот, кто транслирует смысл и значение физической культуры и спорта на примере личного проживания.
Кроме того, для осуществления подобной трансляции необходимо расширить пространство урока физкультуры, создавая «спортивно-оздоровительное пространство» вуза. Это пространство включает в себя разнообразные секции, как для спортсменов-разрядников, так и для начинающих студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, межфакультетские соревнования идр.
Лекции и практикум блока «Культура здоровья», с одной стороны, дают молодым людям навыки самодиагностики, позволяют освоить различные оздоровительные технологии, а главное — способствуют формированию комплексного представления о здоровье и здоровом образе жизни. С другой, мы, преподаватели, имеем возможность помочь в осмыслении приоритетности факторов, определяющих выбор той или иной ситуации развития и саморазвития молодых людей, в их работе над исследованием и творением собственного здоровья, их реализации в жизни.
В настоящий момент психология здоровья и физическая культура рассматривается нами в качестве оптимального условия для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения и, в конечном счете, его самоосуществления на Земле.
О.С. Васильева